1. Приказ 464 от 10.03.2020 г.
5. Рекомендации Роспотребнадзора по ГИА
6. Требования Роспотребнадзора
7. Решение ГЭК 9. Регламент ЕГЭ 2020 г. в условиях COVID-19
8. Приказ № 1059. О сроках и местах информирования о результатах ЕГЭ в основной период в 2020 году
9. Приказ №1081. о сроках и местах подачи и рассмотрения апелляций в период проведения ЕГЭ 2020
Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерацииэкзамен в средних учебных заведениях — школах, лицеях и гимназиях, форма проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. До 2013 года служил также и вступительным экзаменом в ссузы, но новым законом об образовании они отменены. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике.
В 2015 году экзамен по математике был разделён на базовый и профильный уровни. Сдача базового уровня математики необходима для тех выпускников, которые не собираются продолжить обучение в высших учебных заведениях для получения аттестата или для поступления в вузы, во вступительных испытаниях которых отсутствует предмет «Математика». Сдача профильного уровня необходима для выпускников, которые собираются продолжить обучение в вузах, во вступительных испытаниях которых присутствует предмет «Математика».
Осенью 2016 года амурские школьники сдавали пробный ЕГЭ по китайскому языку во всероссийском масштабе. Также в 2020 году планируется провести пробный ЕГЭ по китайскому языку по всей России.
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областяхпо восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионах страны. В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ, а в 2004 — 65 регионов страны. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 году его сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001—2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно.
Автором идеи ЕГЭ стал министр Владимир Филиппов, а реализатором Владимир Хлебников.
Организацию проведения ЕГЭ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования
Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.
Первоначально задания по большинству предметов делились на три части (блока): A, B, C.
Блок A содержал тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.
На каждое задание блока B необходимо было дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером.
Блок C состоял из одного или нескольких заданий с развёрнутым ответом (например, необходимо решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на определённый вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.
КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, КИМы по литературе и математике (с 2010 года[12]) не содержат заданий с выбором ответа. В КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержанию текста.
С 2015/2016 учебного года из КИМов по всем предметом окончательно удалены задания с выбором одного варианта из двух предложенных (ранее — часть «А»), расширено содержание части 1 (ранее «Б») и переработаны задания части 2.
Содержание КИМов регламентируется тремя документами, утверждаемыми Рособрнадзором осенью: кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демоверсией экзамена. Таким образом, примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом.
В таблице приведены коды, длительность, количество заданий и максимальный первичный балл на ЕГЭ 2013 года. Также включено минимальное количество баллов (нижняя граница удовлетворительной отметки), которое определяется в тестовых баллах.
Бланки ЕГЭ
Для развёрнутых ответов на задания блока C используется бланк ответов № 2; при нехватке места экзаменуемым выдается дополнительный бланк ответов № 2
Все бланки ЕГЭ имеют размер 210 мм × 305 мм:
Заполнение всех бланков ЕГЭ должно вестись строго по установленным правилам (недоступная ссылка), в противном случае данные могут быть неправильно распознаны, что засчитывается за неправильный ответ.
В целях подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки рекомендует:
1) Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов (далее – демоверсии КИМ) единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) 2020 года по всем учебным предметам, а также спецификации экзаменационных материалов государственного выпускного экзамена по образовательным среднего общего образования (далее – ГВЭ) (раздел «Демоверсии, спецификации, кодификаторы» во вкладках меню «ЕГЭ»).
2) Открытые банки заданий ЕГЭ, которые ежегодно пополняются заданиями по всем предметам из числа использовавшихся во время последних экзаменов и обновляются заданиями, соответствующими требованиям к заданиям КИМ 2020 года (раздел «Открытый банк заданий ЕГЭ» во вкладке меню «ЕГЭ»).
3) тренировочные сборники для подготовки к ГИА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
4) Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года (и прошлых лет) по учебным предметам (раздел «Аналитические и методические материалы» во вкладке меню «ЕГЭ»). Данные Методические рекомендации позволяют учителю акцентировать внимание обучающихся на преодолении типичных недостатков в подготовке и ошибок при выполнении заданий.
5) Видеоконсультации 2019 года (и прошлых лет) для участников ЕГЭ от разработчиков экзаменационных материалов (раздел «Для выпускников» во вкладке меню «ЕГЭ»). В видеоматериалах детально разбираются особенности каждого учебного предмета, даются советы по подготовке и рекомендации по выполнению отдельных заданий.
На официальном информационном портале ЕГЭ (ege.edu.ru, подраздел «Видео» в разделе «Информационные материалы» во вкладке меню «Общая информация о ГИА») размещены видеоматериалы с советами родителям и выпускникам по психологической поддержке при подготовке к ГИА.
На сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» опубликованы:
Методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по всем учебным предметам ГИА, включающие в себя:
Открытые варианты заданий ЕГЭ 2020 года. Открытые варианты заданий ЕГЭ 2020 года, предоставляющие возможность выпускникам потренироваться в выполнении реальных экзаменационных заданий 2020 года.
Все это поможет выпускникам 11-х классов подготовиться к экзаменам на достойном уров
Выставление оценок за ЕГЭ
Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается в 1 или большее число баллов. Сумма этих баллов составляет первичный балл испытуемого. Количество первичных баллов различается по разным предметам, например, минимальное количество первичных баллов в 2012 году содержит ЕГЭ по математике (32 первичных балла), а максимальное — ЕГЭ по биологии (69 первичных баллов) и иностранным языкам (80 первичных баллов).
Далее устанавливается соответствие между первичными и тестовыми баллами (при этом максимальный тестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в тестовые зависит от статистического анализа результатов ЕГЭ по всем участникам экзамена и рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы. Эта шкала неодинакова для разных предметов, например, на экзамене по русскому языку в 2011 году 30 первичных баллов из 64 переводились в 49 тестовых баллов, а на экзамене по математике 10 первичных баллов из 30 переводились также в 49 тестовых баллов. Другой особенностью шкалы пересчёта является её нелинейность — так, небольшое изменение первичного балла по краям шкалы (то есть при первичном балле близкому к нулю или к максимальному значению) приводит к значительному изменению тестового балла, в то время как посередине шкалы изменение первичного балла на 1 приводит к изменению тестового балла на 1 или 2.
К 2030 году проверку работ в рамках ЕГЭ могут полностью поручить компьютеру, рассчитывают разработчики экзаменационных материалов. К этому времени развитие искусственного интеллекта должно достичь уровня, позволяющего оценить развернутые ответы школьников. Федеральный институт педагогических измерений уже ведет работу в этом направлении.
Результаты ЕГЭ
Во время проведения ЕГЭ в качестве эксперимента информацию о результатах экзамена можно было получить на сайте, введя паспортные данные участника.
В 2009 году Рособрнадзор отказался от этой практики «в целях защиты персональных данных»[34], поскольку публикацией результатов ЕГЭ занималась частная компания. Тем не менее результаты экзамена могут публиковаться в Интернете региональными центрами обработки информации (РЦОИ).
Сервисы публикаций результатов ЕГЭ имеются не во всех субъектах Федерации.
Апелляции по результатам ЕГЭ
Апелляция рассматривается в двух случаях:
При нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ
Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету участник ЕГЭ подает в день проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету уполномоченному представителю государственной экзаменационной комиссии, не покидая пункт проведения экзамена. В случае удовлетворения апелляции результат ЕГЭ участника аннулируется, и участнику предоставляется возможность сдать ЕГЭ по данному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием.
При несогласии с выставленными баллами
Апелляция о несогласии с выставленными баллами может быть подана в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету. В этом случае оценка может быть пересмотрена (в том числе в сторону уменьшения количества баллов) после дополнительной проверки работы конфликтной комиссией. В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы участника ЕГЭ конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в Региональный Центр Обработки Информации (РЦОИ) для передачи в уполномоченную организацию с целью пересчета результатов ЕГЭ.
Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры КИМ по общеобразовательным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.
Поступление в вузы по результатам ЕГЭ
В 2009 году поступление в вузы осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ (за исключением военных специальностей и специальностей, связанных с государственной тайной).
Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и науки[39] и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях — три), при этом русский язык является вступительным на все специальности, а математика — не везде. Для каждой специальности один из экзаменов является профильным (в перечне профильный экзамен выделен). Вуз может сократить количество экзаменов до трёх, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету. Интересно, что среди экзаменов по выбору информатика не является профильным экзаменом ни для одного направления. Как обязательный экзамен не является профильным также русский язык, а математика наоборот является профильной на самое большое количество специальностей.
Результаты ЕГЭ действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска, то есть свидетельство о ЕГЭ образца 2009 года действительно до 31 декабря 2010 года[40]. Лица, получившие свидетельство о результатах ЕГЭ и призванные в том же году в Вооружённые Силы РФ, имеют право использовать результаты ЕГЭ в течение года с момента увольнения с военной службы.
При приёме на специальности, предполагающие наличие у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств вузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс, кроме трёх экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ. Перечень таких специальностей утверждается Министерством образования и науки.
Избранным вузам разрешается проводить дополнительные профильные экзамены. Перечень вузов, которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания и порядок их проведения определяется Правительством РФ. В 2009 году дополнительные вступительные экзамены профильной направленности по отдельным специальностям получили право проводить 24 вуза.
Без вступительных испытаний могут приниматься в вуз победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Также, победители и призёры олимпиад школьников из числа утверждённых Министерством образования и науки могут приниматься в вуз без вступительных испытаний или без сдачи дополнительного вступительного испытания профильной направленности, если таковое имеется. На специальности, связанные с физкультурой и спортом, без экзаменов принимаются чемпионы Олимпийских игр.
Предполагается, что введение ЕГЭ упростит поступление в вузы для абитуриентов из сельской местности и удалённых регионов. Абитуриент сможет подать заявление в выбранный вуз и приложить к нему информацию о сдаче ЕГЭ заочно — по почте или через интернет, не приезжая лично в выбранный вуз. При этом можно подать заявление в несколько вузов. Вузы могут проверить информацию о результатах сдачи ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств о результатах ЕГЭ.
В 2009 году у абитуриентов появилась возможность поступать по результатам единого государственного экзамена сразу в несколько вузов. Это вызвало значительный наплыв абитуриентов, что стало причиной внедрения трёхступенчатой корректировки списка поступающих (итоговые проходные баллы в каждом вузе поэтапно снижались за счёт выбывания тех абитуриентов, кто выбрал другой вуз). Процедура поступления в вуз поэтапно была изложена в виде подробной схемы.
В большинство зарубежных вузов абитуриенты с российским аттестатом зрелости не принимаются: российский стандарт среднего образования считается частично признаваемым на Западе.
Следует отметить, что в Советском Союзе выпускники школ принимались в институты и университеты по результатам вступительных экзаменов в вузы. При этом в каждом вузе был конкурс (в некоторых ведущих вузах страны очень высокий), и абитуриенту необходимо было набрать необходимое количество баллов на вступительных экзаменах, чтобы быть зачисленным в то или иное высшее учебное заведение.
2020-2021 учебный год
1 Федеральный уровень:
2.Региональный уровень:
3. Муниципальный уровень: